Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > Новости  RSS  


Российские Монтессори-педагоги в Финляндии

Добавить страницу в избранное
Российские Монтессори-педагоги в Финляндии

Поезд, который ходит между Москвой и Хельсинки, назван в честь великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Есть в этом какой-то тайный смысл для российских Монтессори-педагогов. Ведь именно Лев Николаевич Толстой построил  в своей усадьбе первую в России свободную школу. Говорят, именно здесь, в Финляндии, живет один замечательный финн, который знает об этой школе и обо всем, что связано с педагогической деятельностью Л.Толстого, больше всех людей на Земле.  Он знает и все подробности о правнуках Л. Толстого, которые по желанию своих русских родителей учились в Монтессори-школах разных стран мира.  Делегация российских Монтессори-педагогов, приехавшая из Москвы на поезде "Лев Толстой", к сожалению, не смогла познакомиться с этим человеком, но зато она побывала в лучших Монтессори-школах и детских садах Хельсинки. Вот наш репортаж с этих встреч на финской земле.

Детский сад с фотографией прачки

Лаура Каарна принимала российских коллег самая первая. Она уже много лет руководит детским Монтессори-центром в районе Вуосаари. Все очень похоже на наши группы – не слишком большое помещение, рационально расставленные полочки с материалом. Гордостью может быть уголок домашнего хозяйства.  Все материалы на двух составленных столиках. Тут тебе и полировка зеркала, металлических предметов, деревянной коробочки, и резание овощей, и чудесный материал для мытья посуды, и даже стирка. Причем, тут же в рамочке стоит старинная  картинка с изображением  настоящей прачки. Лаура считает, что маленьким тоже важно знать, как раньше женщины стирали белье без стиральных машин. В воскресный день детей в саду не бывает. Зато можно задавать сколько угодно вопросов и услышать на них ответы. Так и сделали участники российской делегации.

Мы принадлежим родительскому обществу

Конечно же, нас интересовало, как развивалась Монтессори-педагогика в Финляндии. Об этом в первый же день подробно рассказала Пия Пяйвялайнен. Оказывается, самая первая группа Монтессори  была организована при детской больнице еще в пятидесятых годах ХХ века.  Но, конечно, таких замечательных и богатых групп, как теперь, тогда не было. Сейчас в Финляндии Монтессори-педагогику не считают альтернативной. Даже подчеркивают, что в обычных детских садах и школах  детям живется не хуже. Говорят:  просто здесь они учатся  другим способом.  Если  родители согласны, почему государству не поддержать школу Монтессори и морально, и материально? Но и в самом начале, и теперь главную роль здесь играют именно родительские общества, которые принимают решение об учреждении очередного  детского сада или школы Монтессори, а потом помогают во всем педагогам и детям. В Финляндии так и говорят: «этот  Монтессори-сад такого-то родительского общества, а тот – такого-то».

Кукольный домик и английский детский сад

Программа работы российской делегации была очень напряженной. Каждый день посещение самых разных Монтессори-детских садов или школ. Вот детский сад Ханны-Марии Раатикайсен, где есть группа для самых маленьких, даже для тех, кто пока еще ползунок. Оказывается, мамы могут подождать, пока такие малышки будут самостоятельно возиться среди низеньких полочек и крохотных столиков. Иначе как же обеспечить детям самостоятельность? Этот детский садик еще называют «Кукольный домик». Там все так красиво и по-домашнему устроено: крохотные кувшинчики, лоскутки,  кубики…

А вот  Монтессори-сад, где все говорят по-английски. Дело в том, что Финляндия  гостеприимная страна и очень миролюбивая.  В Хельсинки много ребятишек, говорящих на разных языках мира. Английский – объединяющий. И нет более интернациональной педагогики, чем педагогика Марии Монтессори. Вот почему лингвистические проблемы в детских садах здесь так  актуальны.

Коулу – по-фински  школа

В третий день, когда финский дождик, наконец, сменился финским солнышком, российские педагоги пришли в большую и красивую  Руусуторпан коулу, что находится в пригороде Хельсинки Эспоо. Это самая обычная финская школа, в которой учатся 550 детей, а вечерами приходят заниматься в кружках взрослые. Но в этой школе все дети учатся так, как им легче и спокойнее. Дети иностранного происхождения – в одних классах, дети с особенностями в развитии  или те, кому по каким-либо причинам трудно учиться – в других. Школьники, имеющие замечательный талант  учатся по своей программе, а те, кто хочет заниматься самостоятельно, приходят в Монтессори-классы.  Директором отделения  Монтессори работает  Тиина Суомисен.  Она нас встречала и отвечала на все вопросы. А вопросов было множество, ведь мы невольно сравнивали эту большую школу с нашими. Почему здесь нет столов, выстроенных рядами? Почему учителей в классах чаще всего два или даже три? Почему детям можно ходить по классу во время урока? Почему в столовой дети сами накладывают себе еду, и потом сами относят посуду  в контейнеры для посудомоечных машин? Почему никто не носится на переменках по коридору, а носится, где и положено -  в школьном дворе? Почему в школу приходят даже ребята на колясках или с костылями, и их никто не дразнит и не кривляется вдогонку, а наоборот -  чем могут, помогают? Наконец, почему двери в каждом классе прозрачные, и учителя разрешают коллегам и родителям наблюдать, как они работают с детьми? Почему в конце концов многие учебные пособия и книги разложены на столах прямо в коридорах школы? А то, что мы увидели в классах Монтессори превзошло все наши ожидания. Фотографировать и детей, и материалы было можно, так что все эти счастливые полчаса у всех участников российской делегации остались запечатленными на снимках и в фильмах, как доказательство профессиональной работы Монтессори-педагогов Финляндии.. Интересно, что и у  наставницы старших  Монтессори-классов Кертту Хёйнялятмаа – женщины уже немолодой, но  удивительно живой и вдохновенной – на боку тоже болтался фотоаппарат. Мы ее спросили: «Он у Вас так всегда  висит?» Она ответила: «Это же мой  инструмент наблюдения!».  Кертту давно работает в Монтессори-классах. со старшими детьми. Вся развивающая среда, материалы, таблицы, лабораторные приборы, даже рабочие тетради и рассыпные листы  она делает сама. «Мне помогают муж и сестра», не без гордости сообщила она русским коллегам, с открытыми ртами оглядывающим это невероятное богатство.  А дети! Дети-то как хороши! Такие серьезные, упорные, деловитые.  Будто учиться в 10 – 12 лет их самое любимое занятие в жизни. Две девчонки даже гулять на перемену не пошли –  карту Африки перерисовывали. Они вместе со своим учителем нам рассказали, что сейчас вся школа участвует в проекте «Африка». Это значит, надо все на свете про Африку узнать: и где она расположена, и какой там климат, и что африканцы едят, и на каких языках говорят. А рисовать по-африкански их настоящий сомалиец учил, который только что в Финляндию приехал, потому что в Сомали идет война. Оказывается, он и родителям детей из Монтессори-школы про свою Африку рассказывал и учил их народные танцы танцевать. Правда, говорят, финские родители были менее изящны и поворотливы, чем африканские мамы и папы… 

История с коричневой лестницей 

Время летит незаметно. И вот уже новый день и новая Монтессори-группа.  На этот раз мы наблюдаем работу Йоны Якобсонин в одном из старейших Монтессори-садиков Хельсинки.  Наши финские друзья сказали нам: «Помните, вы водили нас в детский Центр «Радинец», и там была замечательная Монтессори-наставница Ирина Любичева? Она  настоящий мастер своего дела. Теперь мы хотим показать вам нашего финского мастера».

Маленькую девочку зовут Пеппи. Ей два с половиной года. Как жаль, что здесь  нельзя фотографировать! У нее два смешных кудрявых хвостика на головке, коротенькое платьице в цветочек и замечательно пытливые глазки. Пеппи захотела работать с Коричневой лестницей. Йона предложила ей пойти в другую комнату и расстелить коврик. Готово! Пеппи вернулась к полке.           Наставница вложила ей в ручки самую тонкую призму и предложила отнести на ковер. Так малышка потихоньку перенесла в другую комнату все призмы Коричневой лестницы. Йона сама принесла последнюю, самую тяжелую и толстую призму и присела, чтобы дать Пеппи презентацию. Девочка внимательно наблюдала и даже пыталась помогать наставнице выстроить Коричневую лестницу на ковре. Но когда Йона снова перемешала призмы, Пеппи, хоть и старалась, но Коричневая лестница у нее получилась кривой, и  пальчик то и дело подпрыгивал, когда она проводила им по ступенькам.  Йона будто бы  не обратила внимание на ошибки малышки. Понятно же, что Пеппи в 2,5 года просто не доросла до работы с лестницей.     Она сказала девочке,  что теперь призмы надо отнести на место и ушла к другим детям.  Малышка еще секунду потолклась около лестницы, взяла одну из призм и нехотя понесла на полку. И уже почти донесла, но… около самой  полки отвлеклась, и чуть было ни занялась чем-то другим. Йона в это время была недалеко. Как же она поступит? Как организует уборку лестницы? Дело ведь надо довести до конца. Проблема решилась просто. «Александра!, – тихонько позвала наставница        четырехлетнюю девочку. – покажи, пожалуйста, Пеппи, как убирать Коричневую лестницу».  Получив такое ответственное задание, Александра преисполнившись гордостью, взяла за руку Пеппи, и они вместе стали переносить на полку призмы лестницы. Вроде бы все складывалось, как нельзя лучше. Но… Когда на ковре осталось несколько призм, Александре самой вдруг захотелось заняться конструированием. Она присела, посадила рядом с собой Пеппи, и стала показывать ей, как можно призмы лестницы ставить одну на другую. Прекрасно!   Но будет ли конец этой истории? Будет! И преотличный! Башня из остатков Коричневой лестницы была выстроена и одобрена вовремя подошедшей  наставницей. Другие ребятишки сказали, что башня  им тоже нравится. И тогда Александра и Пеппи довольные собой и,  весело щебеча, стали относить призмы Коричневой лестницы на место. Все просто и естественно.  Мастерством Монтессори-педагога  Йоны Якобсонин                можно только восхититься. Если бы мы все могли так легко и профессионально работать!   

Монтессори-музыка
                
Финны решили показать нам колокольчики Маччерони. Вернее, рассказать с их помощью, как они понимают музыкальные занятия в среде, о которых писала в своих книгах Мария Монтессори.  Никаких дополнительных затей, никакого громкого хорового пения или музыкальных движений. Нет и традиционного пианино, за которым педагог сидит, обычно спиной к детям. Одни волшебные колокольчики. Всех гостей усадили за чайный стол и познакомили с Сусанной Келтти-Лайне, музыкальной руководительницей, работающей с детьми по методу Монтессори. «А сейчас, - сказала Сусанна, - придет маленький  мальчик, и мы с ним покажем, как проходят наши занятия» Как?! – удивились российские гости. Разве можно работать с ребенком на публику?! Оказалось, ничего страшного. Колокольчики Маччерони поставили на специальный столик около стены. И когда мальчик лет 5 вошел в комнату и сел около них на стульчик, он перестал нас видеть, так как  чайный стол был накрыт сзади него. Он как бы остался наедине с колокольчиками и со своей наставницей. Мы затаили дыхание. Сусанна дала самую обычную презентацию колокольчиков, которую знает любой педагог Монтессори. Мальчик стал отыскивать одинаково звучащие колокольчики и выстраивать пенто-гамму. Ошибки  не допустил ни одной. А потом вышла девочка чуть помладше, и они вместе стали работать с карточками, на которых нарисованы ноты, различающиеся по длительности. Вот такой коротенький монтессорийский урок. Но оказалось, что и в Финляндии дефицит на настоящих музыкальных педагогов Монтессори. Сусанна работает одна во всех детских садах Хельсинки, где смогли потратиться на приобретение колокольчиков Маччерони – они очень дорого стоят. Мы пригласили Сусанну  Келтти-Лайне в Россию. Просили провести семинар для наших музыкальных педагогов. Теперь надеемся на встречу в Москве…

***

Прощаясь с финскими коллегами в уютном ресторанчике Хельсинского отеля, российские Монтессори-педагоги, конечно же, строили планы на будущее. Было сказано  множество приятных слов друг другу и задуманы новые общие встречи и в России, и в Финляндии. Но не будем забегать вперед. Когда эти планы реально осуществятся, тогда и расскажем о них. А пока пусть они будут нашим маленьким международным секретом…

Вот, собственно, и весь репортаж о поездке российской делегации в столицу Финляндии город Хельсинки. В разделе «Фотоальбомы» на сайте «Монтессори-Сити» смотрите, пожалуйста, видеоряд о финских детских садах и школах Монтессори и о пребывании россиян на финской земле.

 http://www.montessoricity.ru/index.php?content=photo&p_group=41&sort=asc&limit=1

 

Ближайшие события  |  Заявка на участие


Другие новости
  • Бесплатный вводный монтессори курс в Русском Монтессори Институте - 18 Ноября 2017 (м. Отрадное)

  • Монтессори-музыка для малышей - 25 ноября 2017 (с 9.00 до 18.00)

  • Вводный Монтессори Курс - 1, 2 декабря и 15, 16 декабря 2017

  • АКАДЕМИЧЕСКИЙ МОНТЕССОРИ КУРС Elementary 6-12 (март 2018 - март 2021)

  • СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ "ТВОРЧЕСТВО В МОНТЕССОРИ: Творческие техники для Монтессори - педагогов." - 21 октября с 9.30 до 17.00

  • Расписание ближайших событий

    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Вы начали проектировать подготовленную среду для самых маленьких и сомневаетесь, соответствует ли она принципам Монтессори-педагогики. Можно ли вообще называть детские группы от года до трех "Вместе с мамой" группами М. Монтессори? В клубе "Монтессори-Сити" есть квалифицированные эксперты, с которыми можно посоветоваться по этому поводу. Становитесь членами клуба и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс.


     

       Статистика | 248   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Пятница, 17 ноября 2017    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.