Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > Школа мастеров  


Лариса Юрьевна Климанова

Добавить страницу в избранное
Лариса Юрьевна Климанова

Елена Тимошенко,
журналист
www.montessori-press

 Текст взят из журнала "Монтессори-клуб" №1 2009 год

 

 

Про Дымковские игрушки из теста и юрты из зубочисток


«Важно погрузить детей в творческую атмосферу», - считает Лариса Климанова, Председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России. Четыре раза в год она проводит мастер-классы для педагогов по изобразительной деятельности. Они посвящены зимним, весенним, летним и осенним проектам. Три дня педагоги, вооружившись кисточками, карандашам, красками и ножницами, увлеченно рисуют, лепят, красят, вырезают и конструируют.

Наша задача – не просто дать какие-то техники и показать, как можно работать с тем или иным материалом,- считает Лариса Юрьевна.- Главное - дать толчок к развитию творческого начала в педагоге.

- Лариса Юрьевна, как организовать занятия по ИЗО в Монтессори-группе?

- В Монтессори-группе для этого нужна среда. Она состоит из нескольких зон. Это зона моделирования из бумаги, зоны упражнений с композицией, зона живописи (где находятся мольберты, гуашь, акварель), зона графики (карандаши, уголь, пастель, материалы для гравюры), зона работы с формой (глина, гипс, соленое тесто) и другие, так как во время занятий используются текстиль, ткани, природный материал и т.д. Необходим так же столярный верстак в специальной зоне, где строгают, пилят. Кроме того, нужна специально подобранная библиотека. Если помещение позволяет, лучше выделить для мастерских отдельную комнату. Если нет, можно оборудовать отдельный уголок.

- Когда там занимаются дети? Работа в мастерских - их свободный выбор или все-таки подготовленное отдельное занятие?

- Как правило, это отдельное занятие. Оно может начинаться с круга, потом дети сами выбирают материал для работы. При необходимости проводятся презентации. Одной из форм является метод проектов. Он всегда связан с жизнью группы. Например, осенний праздник мы решили провести в виде ярмарки. В течение двух месяцев дети погружались в эстетику Дымковской игрушки. Мы их лепили из теста, расписывали бумажные трафареты. На презентациях мы показывали детям технологию построения орнамента, технику росписи «тычками». Видов деятельности было много – лепили, расписывали, конструировали. Готовых образцов мы не давали, и каждый ребенок создавал свой собственный, неповторимый узор. При этом мы не делим группу на старших и младших. Участвуют все, и в этом увлекательном творческом процессе каждый возьмет свое. Каждый ребенок сам на занятии выбирает, что он будет делать сегодня. Готовясь к нему, дети разучивали народные игры, делали инсценировки. На занятиях ИЗО мальчики расписывали себе пояса, а девочки делали кокошники в технике аппликации. Родители тоже не остались в стороне. Мамы готовили себе передники с орнаментами, папы занимались росписью игрушки.

Потом был праздник. Это – явление многоуровневое, и во время праздника используется все, чему дети научились. На нашей ярмарке был и «обжорный ряд», и балаган, и город мастеров, где делались изделия народных промыслов, и ярмарка, где это всё это продавалось. Там не было зрителей. Участниками были все – дети, родители, педагоги.

- Как происходит знакомство с народными промыслами?

- Русские народные промыслы – отдельная тема. Знакомство мы начинаем с истории их возникновения, показываем альбомы и репродукции. Потом делам росписи на бумажных трафаретах. Для Дымковской и Филимоновской игрушки дети лепят заготовки из соленого теста или глины и расписывают их. Можно расписывать платки или подносы. Главное – погрузить ребенка в гармонию цвета, познакомить с основами композиции, показать ему различные техники работы с материалами.

- А нужен ли эталон детям до 6 лет, когда они занимаются изобразительной деятельностью?

- Когда ребенок 3-4-х лет творит, он как бы смотрит внутрь себя, и процесс его творческой деятельности не очень связан с реальностью. Внешние образцы им не очень нужны. Детям лет с пяти уже нужен эталон, они способны анализировать, сравнивать. Но главная задача педагога – не давить, не указывать и требовать, а вдохновлять и поддерживать. И тогда процесс творчества становится поистине увлекательным и неповторимым.

- Какие проекты проводились в ваших Монтессори-группах?

- Их было много. Многие носили сезонный характер. Например, «Осенний парк», «Летняя поляна», «Морской город». У нас был, например, проект «Жилище». Для этого использовались карточки белой серии из русского языка. Дети изучали, как должно выглядеть и в чем особенность того или иного жилища. Они сами изготавливали юрту и вигвам, избу и небоскреб, шалаш и плавучий дом. Для юрты, например, потребовался каркас из зубочисток и плотная ткань. Для хижины – ветки и глина, для избы гофрированный картон, для ледяного дома мы резали на «кирпичи» утеплитель для окон. Все это обсуждалось на кругах.

Для проекта «Подводный мир» использовались комбинированные техники: пластилиновая живопись, мозаика, гравировка, работа с природным материалом, аппликация.

Очень декоративной получилась «Деревня». Для изготовления изб используется гофрированный картон. Эта техника называется бумажное кружево. Используются также природные материалы.

- Поделитесь секретом, как сделать такой декоративный зимний пейзаж, который стал задником для бумажного города?

- Лист ватмана сначала дети тонируют темно-синей и черной гуашью. Когда она высохнет, можно обычным силикатным клеем нанести контуры деревьев и сразу присыпать их содой. Это «заснеженные деревья» на дальнем плане.

На переднем плане можно разместить ажурные ёлки (они вырезаются по типу снежинок из бумаги). Затем центральную часть заготовки тонируем в зеленый цвет, подсушиваем и разрезаем их на 3-4 сектора (большой, средний, маленький) Ёлки готовы. «Кусты и сугробы» вырезаем из кружева и шитья. «Снег» прекрасно заменят ватные диски.

- А что могут сделать малыши до 3-х лет?

- Например, новогоднюю открытку с ёлочкой. Она под силу малышам, которые занимаются с мамами в группе 0-3.

Для ее изготовления возьмите кусочек зеленого и черного пластилина и разомните их. Отделите одну тонкую колбаску и, изогнув, разомните на картоне. Это нижняя часть веток елки. Возьмите следующую колбаску – она должна быть короче первой. Добавляйте «ветки» снизу вверх, и разминайте их на картоне, пока не получится ёлочка. Украсить её можно бисером, блестками, крашеным пшеном и т.д. Чтобы открытка выглядела нарядно, края можно обклеить мишурой или гофрированной бумагой.

- Лариса Юрьевна, что можно пожелать педагогам, которые занимаются изобразительной деятельностью в Монтессори-группе?

- Получать удовольствие от процесса творчества. Ведь состояние творчества исходит от педагога. Важно погрузить детей в творческую атмосферу. А это возможно, когда сам педагог творит и получает от этого удовольствие.

 

Ближайшие события  |  Заявка на участие


Другие мастера
  • Дмитрий Сороков

  • Лариса Климанова

  • Надежда Смирнова

  • Анна Зевальд

  • Надежда Горбун

  • Расписание ближайших событий

    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Можно ли считать изобретенные Вами дидактические пособия Монтессори-материалами? Или лучше спрятать свой творческий порыв в карман и ограничиться классикой? Достаточно ли лишь классических Монтессори-материалов в современной детской группе Монтессори? Это хорошая тема для обсуждения на наших субботних педагогических кругах. Становитесь членами "Монтессори-Сити" и приходите в наш клуб!


     

       Статистика | 113   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Четверг, 14 декабря 2017    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.