Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > История метода  


Предисловие к русскому изданию книги "Мой метод. Начальное обучение"

Добавить страницу в избранное

Резолюция  научно-педагогической секции ГУСа гласила: «Отрицательное отношение советских педагогов к системе Монтессори до последнего времени обуславливалось почти исключительно идеологическим содержанием этой системы (витализм, мистицизм, христианский социализм и т.д.) Между тем, помимо совершенно неприемлемой идеологической стороны, система Монтессори страдает также грубыми дефектами и в области биолого-теоретического своего материала. Ряд неправильных представлений о биологическом содержании детской возрастной эволюции, недоучет биологического значения игры и воображения, искажения в понимании моторного фактора, недооценка значения общих процессов в сравнении со специальными навыками, – все эти изъяны исключают возможность использования биологической теории Монтессори в качестве педагогической основы советской дошкольной педагогики…» На этом заседании ГУСа из известных нам педагогов присутствовали: Н.К. Крупская, А.Б. Залкинд, Блонский. Секретарем была С. Луначарская. Юлию Ивановну Фаусек – главного вдохновителя Монтессори-педагогики в России того времени и организатора большинства питерских и московских детских садов и школ Монтессори, на заседание не пустили. Только через несколько дней после официального запрета, она пришла к Крупской и с горечью попросила денег на поездку в Европу в гости к своему кумиру великой итальянской учительнице и ученой Марии Монтессори. Крупская разрешила  ей ехать и денег дала… В те времена постановления Государственного ученого совета выполнялись точно. Никто, кроме Юлии Фаусек, и не пытался воспротивиться в высшей степени неточному (сейчас сказали бы некультурному) пониманию сути педагогики Монтессори.  Закрыть, значит, закрыть. Значит, не переводить ее работы на русский, не упоминать в лекциях для студентов, вычеркнуть всюду даже имя.  Вот почему спустя семьдесят лет мало кому из наших педагогов  было известно имя Марии Монтессори.

В конце восьмидесятых мне пришлось путешествовать по Европе, и, на несколько дней  остановиться в поместье Эншеранж  Великого Герцогства Люксембург.  Дом, где мы жили, был похож на средневековый замок с подземным переходом от одного здания до другого. Однажды к завтраку, кроме хозяев дома,  вышла немолодая женщина француженка. Хозяева познакомили нас. Это была Клод Вайс. Она каждый год приезжала сюда  на исповедь в аббатство Клерво.  На следующий день она пригласила меня в свою маленькую комнатку в подземном переходе.

– Вы должны помочь мне выполнить завет моего духовника, – сказала Клод Вайс.

– Вот  небольшая коробка с игрушками и  старинный фолиант. Они достались мне от моей учительницы – итальянки Марии Монтессори. Когда-то я училась в ее Доме ребенка. Это самые главные предметы в моей жизни. Но мой духовник сказал, что теперь они должны находиться в России. Вы – русская. Так пусть мои старинные детские игрушки и эта книга пересекут границы, и будут храниться у Вас…

Разумеется, я не могла отказать старой француженке, хотя в то время и понятия не имела, кто такая  Мария Монтессори, и какое педагогическое открытие она сделала. Книга была привезена в Россию. Она состояла из двух частей. В одной, написанной чуть раньше, рассказывалось, как можно воспитывать маленьких детей, пользуясь научным методом исследования их жизни,  а в другой  Мария Монтессори писала о работе с детьми  постарше. Вскоре я выяснила, что первая часть книги уже была переведена с итальянского на русский,  и, трудами Юлии Ивановны Фаусек,  издана в России в 1913 году. Друзья разыскали и подарили мне эту книгу. Она называлась «Дом Ребенка. Метод научной педагогики» и переиздавалась у нас несколько раз. А вот вторая часть – «Мой метод. Начальное обучение», на русский язык полностью никогда  не переводилась.

Много событий произошло с того времени. Поверим статистике: за последние годы более 1,5 тысяч российских педагогов заинтересовались и стали работать с детьми, используя метод итальянского педагога Марии Монтессори. Открыто две специальных фабрики дидактических материалов в городе Омске и в Санкт-Петербурге (на всю Европу есть еще только одна такая, основанная сыном М. Монтессори). Создана Ассоциация Монтессори-педагогов России, которая каждый год собирает на свои конференции до 400 учителей и воспитателей детских садов. Издано 47 книг о педагогике М. Монтессри (переводных и российских авторов). Защищены диссертации, разработаны программы. Многие считают, что Россия переживает сейчас настоящий бум Монтессори-педагогики. Из «коротких штанишек дошкольника» она постепенно вырастает. Учителя и родители буквально требуют работать над созданием в России начальной Монтессори-школы. И есть уже первые попытки на этот счет. Так что книга «Мой метод. Начальное обучение» может стать для создателей начальных школ Монтессори в России настольной. Вот почему мы решили перевести с французского  вторую часть старинного фолианта, завещанного России ученицей М. Монтессори Клод Вайс, и издать его в помощь нашим учителям. Эта книга перед Вами.  О чем же она?

Книга рассматривает метод саморазвития и самообразования детей  от 6 до 10 лет в профессионально подготовленной развивающей среде. Первую половину книги доктор Монтессори посвятила философским и психологическим  основаниям своего метода. Речь идет о ее понимании детства, позиции взрослого – наставника, учителя – по отношению к ребенку и о среде, специально организованной для осмысленной и целенаправленной учебной деятельности детей.  Мария Монтессори предлагает изумительно точный и природосообразный метод работы с младшими школьниками  в  условиях их свободного саморазвития. Неординарными могут показаться рассуждения М. Монтессори о понятиях свободы в воспитании детей, свободного образования, свободной школы.  Она, например, утверждает, что  мы, взрослые, «..не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение  – вот кто всем управляет. Если мы поймем это, то, следовательно, примем за основу принцип "не мешать естественному развитию" и, вместо бесчисленных вопросов о формировании характера, ума, чувств, сформулируем единственный вопрос всей педагогики: как предоставить ребенку свободу. Свобода – уникальное средство максимально развить личность, характер, ум, чувства, а заодно дать педагогам, покой и возможность наблюдать чудо взросления. Эта свобода, в первую очередь, освобождает взрослых от тяжелого груза ложной ответственности и мнимого страха». Мария Монтессори была психологом и выдающимся наблюдателем мира детей.  Одна из первых она сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они – другие. Такое принципиально иное, чем  до сих пор было  принято, понимание детства меняет и способы  взаимоотношений взрослых с детьми.  Заставляет считаться с ними, уважать их права, понимая, что  дети  тоже трудятся, создавая человека в себе.   Им досталась, может быть, самая  тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала. Но они должны все исполнить в мире, который, в том числе и по вине взрослых, так сложен. Конечно, менять в себе стереотипы взаимоотношений с детьми – дело не из  простых. Но еще сложнее представить принципиально иной организацию школы – института давно устоявшегося в нашем обществе и до боли знакомого каждому. В книге «Мой метод. Начальное обучение» Мария Монтессори описывает абсолютно другую школу. Иную по своим целям, способу учебной работы, атмосфере и организации жизни детей. Эта школа не ставит перед собою целей раннего развития детей, как это популярно сегодня, или подготовки разносторонне развитого и социально активного человека, что еще более традиционно для нас. Она даже не ратует за раскрытие человеческих способностей. Но предлагает  метод подготовки свободной личности, ответственной за свою жизнь и судьбу, способы поддержки самостоятельности в получении знаний. Доктор М. Монтессори советует не учить детей, а сохранять природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни. Обозначая условия такого свободного образования, М. Монтессори убирает из школы классно-урочную систему и программное обучение. На смену уроку приходит свободная работа детей, проживающих в буквальном смысле этих слов  основы научных знаний, будь то родной язык, арифметика, геометрия или рисование и музыка. В специально оборудованном для свободной работы детей учебном пространстве можно наблюдать таинство движений их мысли, раскрытие уникального пути развития каждого ребенка.
 
Во второй половине книги подробно описаны дидактические материалы, из которых состоит специально подготовленное образовательное пространство начальной школы, и методики работы с ними.  Можно сказать, эти дидактические материалы являются материализованными абстракциями. Действуя с ними, ребенок самостоятельно воссоздает в своем разуме сложные понятия бытия, которые в обычной школе ему пытается втолковать учитель. Современные ученые отмечают так же  изоморфность материалов М. Монтессори. То есть, сама их  структура и место среди других, строго соответствуют логике формирования в сознании ребенка того или иного понятия. Например, по методу Монтессори бессмысленно использовать  отдельно звуковые игры, шершавые буквы и большой подвижный алфавит. Дело в том, что  все эти три материала помогают ребенку самостоятельно формировать в своем сознании образы букв, затем складывать из букв  слова, чтобы чуть позже повторить то же действие при письме. Из детской психолингвистики мы знаем, что сначала ребенок начинает выделять в сознании звуки речи, затем обнаруживает, что их можно представить в образе буквы, далее пытается воспроизвести сложный образ, складывая слово из отдельных букв и, наконец, записывает слово на бумаге и прочитывает.  Именно в этой логике  формируется понятие слова, как части языка. Поэтому дидактические материалы, которые придумала доктор М. Монтессори, называют изоморфными. Вряд ли можно найти среди современных   изобретений столь тонко связанные между собой внутренними смыслами дидактические пособия. Начальная школа Монтессори похожа на фантастический детский театр, со своими специальными декорациями, где самый главный и мудрый зритель только один – учитель. А дети – многочисленные актеры, играющие каждый свою никогда не повторяющуюся роль растущего человека. Войдем на занятие  по теме существительное, которое проводит сама Мария Монтессори. «Существительными я называю людей и предметы. Если позвать человека, зверя, они ответят, предметы – нет, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили. Вот я говорю: Евгения! И Евгения отвечает. Я говорю: фасоль! Но фасолинки не отвечают, они не могут. А если бы могли, обязательно ответили бы. Если я назову предмет, вы поймете меня и сможете принести то, что я назвала: фасоль, тетрадь. Если не назвать имя предмета, вы не поймете, о чем идет речь, ведь у каждой вещи свое имя. Это имя  –существительное, оно называет предмет. Я произношу имя существительное, и вы сразу понимаете, какой предмет я имею в виду. Дерево, скамейка, ручка. Если я не произнесу существительное, вы не узнаете, о чем я говорю. Предположим, я скажу: принесите мне, быстро давайте сюда, я хочу, чтобы мне принесли! Но что? Если я не назову существительное, вы не поймете меня. Предмет называется словом. Это слово – имя существительное.  Чтобы понять, является ли слово существительным, нужно спросить себя: это предмет? Ответит ли он мне, если сможет? Смогу ли я принести его учителю? Хлеб. Это предмет? Да. Стол. Тоже. Служанка. Она ответит нам? Да.
Давайте поищем среди карточек. Я взяла их из разных ящичков и перемешала. Читаем: сладкий. Принесите мне сладкое. Это предмет, который мог бы ответить? Ты принес мне конфету, но я не говорила о конфете, я сказала сладкое. Ты даешь мне сахар? Но я не говорила о сахаре, я сказала сладкое. Я хотела сладкой воды из бутылочки. Значит, сладкое – это не предмет, вы не смогли угадать, какой предмет мне нужен. Вот если бы я сказала: конфета, сахар, вода, бутылка – тогда вы поняли бы, что я хочу, потому что эти слова обозначают предметы. Эти слова – существительные. Конечно, краткое описание не дает полного представления об уроке. Я говорила приказным тоном: "Принесите мне! Принесите мне!" Дети толпились вокруг меня, заглядывая мне в рот, как щенки, которые ждут, когда хозяин кинет им палку. Они готовы были броситься за любым предметом, как собака бросается за мячом, но не было слова. "Принесите мне! – кричала я нетерпеливо. – Принесите, наконец! Я хочу!" Детские лица светлели, слышался смех. "Что? Что вы хотите? Что мы должны принести?" Вот настоящий урок по теме существительное». Карточки, бусинки, рамки с вкладышами Монтессори имеют удивительно притягательную силу. От  притяжения к интересу и любопытству, от радости  живого действия  с конкретным предметом к постижению мира пролегает линия внутренней мотивации ребенка, которая является основой его деятельности. Ребенок стремится сам разобраться во всем и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям   для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная  – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение,  учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики. В одной из российских школ Монтессори учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори-педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения  методов экспериментальной педагогики и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учителя верят, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Для Монтессори-учителя характерно отступать на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика: помоги мне это сделать самому.
         
                                                                            Елена ХИЛТУНЕН

Добавлено: 2006-09-24


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Вы начали проектировать подготовленную среду для самых маленьких и сомневаетесь, соответствует ли она принципам Монтессори-педагогики. Можно ли вообще называть детские группы от года до трех "Вместе с мамой" группами М. Монтессори? В клубе "Монтессори-Сити" есть квалифицированные эксперты, с которыми можно посоветоваться по этому поводу. Становитесь членами клуба и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс.


     

       Статистика | 86   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Понедельник, 17 декабря 2018    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.