Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > Здоровьесберегающие образовательные технологии развивающей среды, созданной по принципам педагогики Марии Монтессори  


Здоровьесберегающие образовательные технологии развивающей среды, созданной по принципам педагогики Марии Монтессори

Добавить страницу в избранное

Руководитель коррекционного отдела, учитель-дефектолог  ГОУ ЦПМСС «Радинец» Михайлова Н.В.                                  

«Воспитывать – это значит, прежде всего самому жить настоящей жизнью и включать в неё тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни".

Сергей  Леонидович Рубинштейн.

28 апреля 2010 года в городе Москве был принят закон № 16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Принятие данного закона создало условия для того, чтобы инклюзивное образование являлось уже не экспериментом, а официальной программой.

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению Н.Н. Малофеева[1], переход к совместному воспитанию и обучению нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья является закономерным этапом развития системы специального образования.

В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов, как первой ступени инклюзивного образования гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей. В настоящее время совершенствование системы коррекционной помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья связано не только с расширением организационных форм получения образования этими детьми, но и с представлением им возможности ранней интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

            В дошкольных учреждениях, реализующих Типовые программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья зачастую становится затруднительным. Таким детям, как правило, крайне трудно овладеть программой обучения в те же сроки, что и здоровым сверстникам. Для того, чтобы инклюзивное образование действительно решало задачи полноценного образования, а не только лишь интеграции необходима разработка специальных интегрированных программ обучения и специально подготовленного инклюзивного образовательного пространства для нормально-развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

            По мнению Бородина М.В.[2], можно выделить следующие принципы организации инклюзивного образовательного пространства:

·        Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Это связано с тем, что в каждую из возрастных групп включены дети с различными стартовыми возможностями (обусловленными структурой, тяжестью, сложностью ограничений здоровья).

·        Принцип междисциплинарного подхода. В каждой группе работают специалисты (логопед, психолог, дефектолог), организуют обсуждение в момент приема ребенка в группу и составления или изменения программы развития.

·        Принцип вариативной развивающей среды. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения,

·        Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания.

·        Принцип модульной организации образовательных программ. Программа проведения фронтальных занятий по математике, развитию речи и т.д. предполагает включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ (программ для детей с нарушениями интеллекта, задержкой психического развития и др.)

·        Принцип самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка. Для этого в образовательную программу детского сада возможно введение дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность).

·        Принцип семейно-ориентированного сопровождения. Принятие семьи как неотъемлемой развивающей среды предполагает возникновение структуры психолого-педагогического сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно-ориентированная психотерапия, детско-родительские группы. Принцип позволяет включать родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.

Решить проблему организации инклюзивного образовательного пространства для детей раннего и дошкольного возраста, как первой ступени инклюзивного образования могло бы использование здоровьесберегающих образовательных технологий  развивающей среды, созданной по принципам педагогики Марии Монтессори.

Уже более ста лет в мире применяется педагогическая методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего применяется для нормально развивающихся детей. Однако, первая школа Монтессори была открыта в одном из кварталов Рима Сан-Лоренцо - Quartiere di San Lorenzo. Эта школа называлась Casa dei Bambini - «Дом ребенка» и располагалась она на Via dei Marsi n.58. В Casa dei Bambini проводились занятия с детьми с нарушениями психического развития. Результаты работы Марии Монтессори и коллектива преподавателей были настолько впечатляющими, что к моменту поступления в школу эти дети по своему развитию в некоторых случаях даже превосходили своих обычных сверстников. Проделанная работа и ее эффективность впечатлила не только школьных педагогов и врачей, но и саму Марию Монтессори, которая писала по этому поводу: «... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».

Монтессори-педагогика - это совокупность методов, ориентированных на ребёнка, которого она признаёт и почитает. Эти методы удовлетворяют их благоприятному развитию.  Мария Монтессори называла два аспекта в воспитании ребёнка - биологический и социальный:

·        биологический - предусматривает оказание ребёнку помощи в его естественном развитии;

·        социальный - предусматривает создание условий, в которых ребёнок мог бы уверенно чувствовать себя в обществе.

 

 

К  важнейшим элементам Монтессори-педагогики относятся:

·        подготовленная среда с развивающими материалами и возможностью контактов;

·        учитель, как активный наблюдатель и помощник.

 

Подготовленная среда играет ключевую роль в развитии ребёнка. Она оборудована таким образом, что может моментально удовлетворить любые потребности ребёнка, продвинуть его на пути к формированию личности, решив один из основопологающих принципов Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому».

 

Как же устроена такая специальная развивающая среда? На основе многолетних наблюдений Мария Монтессори делает вывод, что существует определенное количество материалов, достаточных для  развития как нормально развивающихся детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых различных направлениях.

Монтессори-материал группируется по пяти разделам:

  1. Упражнения практической жизни.
  2. Сенсорные упражнения.
  3. Упражнения по развитию речи.
  4. Математические упражнения.
  5. Упражнения по космическому воспитанию.

Основываясь на многолетних наблюдениях специалистов ГОУ ЦПМСС «Радинец» можно выделить следующие положительные стороны организации  инклюзивного образовательного пространства  с использованием здоровьесберегающих технологий развивающей среды созданной по принципам педагогики  Марии Монтессори:

1)     Образовательное пространство, в равной мере удовлетворяет образовательные потребности как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и нормально развивающихся детей, не ущемляя их права согласно закона «Об образовании» в РФ.

2)     Организация образовательного пространства по принципам Марии Монтессори в массовых дошкольных образовательных учреждениях позволяет использовать различные формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, как в раннем, так и в дошкольном возрасте («Лекотека», «Служба ранней помощи», «Группа кратковременного пребывания», «Группа полного дня» и др.)

3)     Увеличить количество дошкольных образовательных учреждений, реализующих проекты инклюзивного образования, расположить их практически в «зоне шаговой доступности» от места жительства ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Литература:

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом/ Часть 1 – М., 1996

Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - №6.

Монтессори М. Помоги мне это сделать самому/Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. М., Карапуз, 2000 г.

Танникова Е.Б. Монтессори-группы в ДОУ/ М., Сфера, 2007.

Шматко Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития .- 2010. - № 5



[1] Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом/ Часть 1. – М., 1996.

[2] Из опыта работы Ресурсного центра по инклюзивному дошкольному образованию «Детский сад для всех» при ГОУ комбинированного вида 1465, Москва, 2010.

Добавлено: 2011-02-15


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Вы начали проектировать подготовленную среду для самых маленьких и сомневаетесь, соответствует ли она принципам Монтессори-педагогики. Можно ли вообще называть детские группы от года до трех "Вместе с мамой" группами М. Монтессори? В клубе "Монтессори-Сити" есть квалифицированные эксперты, с которыми можно посоветоваться по этому поводу. Становитесь членами клуба и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс.


     

       Статистика | 248   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Пятница, 17 ноября 2017    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.