Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > Из книги Елены Хилтунен о свободном письме  


Из книги Елены Хилтунен "Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори."

Добавить страницу в избранное

Хотим мы того или нет, рука и разум ребенка развиваются вместе

Эта книга,  не претендует на жанр научной работы. Мне не хотелось бы тягаться в своих размышлениях с такими выдающимися исследователями детской речи, как Жан Пиаже, Наум Хомский, Стивен Пинкер, или представителями российской психофизиологии, психолингвистики и наук,  изучающих детскую речь, – это было бы наивно с моей стороны. Но считаю важным передать читателям опыт  собственных околонаучных, а скорее, практических наблюдений за развитием письменной речи малышей. Наблюдений, которые могут вызвать удивление, недоумение, восторг. Продолжительная жизнь рядом с маленькими детьми   выдвигает множество до конца не подтвержденных наукой гипотез. Особенно ярко это стало проявляться в последние пару десятков лет, когда к нам пришло  увлечение идеями итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Многие из этих идей в России начала ХХ века, к сожалению, подвергались осуждению. Да и сегодня мало кто знает, с какой страстью и мастерством психолога, педагога и врача она наблюдала жизнь детей. М. Монтессори не просто собирала точный дневниковый материал, но  сделала из своих наблюдений гениальные  практические выводы.  Посвятив  жизнь науке о том, как  помочь любому ребенку быть спокойным и счастливым и предоставить ему духовную, социальную и биологическую свободу развития, она до мельчайших подробностей описала пути его «нормализации», создав, таким образом, стройную педагогическую систему, которая и сегодня, через сто лет, декларируется в мире, как революционная.

В фундаментальных работах Марии Монтессори немалое место занимают размышления о развитии детской речи. Она пыталась ответить на вопрос, который до сих пор волнует ученых: почему из множества звуков и шумов, малыш выделяет и усваивает именно человеческую речь? Почему только слова производят на него такое особенное впечатление, вызывают столь глубокие чувства и энтузиазм? Видимо, размышляла М. Монтессори, человеческая речь приводит в движение особые струны  души ребенка, которые начинают вибрировать, и в определенный момент воспроизводят услышанные звуки. «Мы почти видим в ребенке вибрирующие движения языка и щек, дрожание тончайших жилочек. Все волнуется и напрягается в нем, готовясь в тишине воспроизвести звуки, вызвавшие такие сильные эмоции в неосознанном разуме малыша», –  писала она. 

Но поразительно похожее явление можно заметить и в момент, когда ребенок написал на бумаге первые неосознанные знаки, похожие на буквы. Дети изумляются своему, вдруг открывшемуся умению, а чуть позднее, написав на маленькой грифельной доске  настоящее слово, трепещут от нетерпения и радости.  Они пишут и пишут без устали, становятся в буквальном смысле фанатами письма. Как часто  мы пропускаем эти удивительные мгновения, не придаем значения смешным детским каракулям. Но если приглядеться,  в этих первых кривых письменах откроется удивительная картина родовой памяти человечества, сохраненной в пишущей детской руке.  Станет понятным:  хотим мы того или нет,  рука и разум  ребенка развиваются вместе, как это было еще в эпоху неандертальцев. Оказывается, навык письма чаще всего  первичен, а чтение шаг в шаг следует за ним.  Печатные буквы живут в разуме малыша с момента его появления на свет, а письменные – изобретение культуры и цивилизации – ему приходится осваивать самостоятельно. Наблюдение пишущего ребенка открывает удивительный мир его духовного труда и сосредоточенности, собранности и энтузиазма.  Но все это можно наблюдать только в случае, когда дети лишены наших взрослых  поучений, и  освоение письма становится свободным полетом в пространстве их собственного развития и освоения человеческой культуры. Мария Монтессори считала, что самопроизвольное письмо и чтение завершают сенситивный период развития языка, а случается это  от 4,5 до 6 лет.  Уже после семи обучение письму теряет спонтанный характер и превращается в неинтересную и часто нелюбимую ребенком работу. Мария Монтессори предлагала способ, с помощью которого дети сами  – без специального обучения, без  «Азбук», «Букварей», «Прописей» и, почти без карандаша и бумаги (фантастика!), – легко и с желанием осваивают письмо и чтение.

Возможно, книга вызовет недоумение, и даже протест у многих, кто посвятил свою жизнь серьезным исследованиям детской речи. Они снисходительно улыбнутся, просмотрев ее страницы.   Хотя текст не слишком прихотлив, материал собирался десяток лет в моей собственной семье, в семьях моих друзей и в дошкольных детсадовских группах, где я работала.  Многие факты и меня повергали в недоумение. Но вряд ли кто-то станет возражать, что настоящая наука начинается именно  там, где возникает сомнение,  вопрос, противоречие. Мне захотелось вызвать  вопросы и сомнения, особенно у детских психологов,  профессиональных учителей и воспитателей детских садов, так как именно они имеют дело с детьми, осваивающими наш язык, и передать им мое собственное удивление и восхищение спонтанным развитием детской речи, прежде всего, письма.  Представлялось важным  предложить условия, которые взрослые могут создать детям, чтобы  период наибольшей восприимчивости к развитию языка, когда язык – в том числе письмо и чтение – даются необыкновенно легко и приятно, прошел бы полноценно, и  дети смогли  пережить его спокойно, без огорчений и стрессов. Ведь этот особенный сенситивный период развития языка больше никогда не повторится в их жизни.
Весна 2006 года

Добавлено: 2008-01-25


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Можно ли считать изобретенные Вами дидактические пособия Монтессори-материалами? Или лучше спрятать свой творческий порыв в карман и ограничиться классикой? Достаточно ли лишь классических Монтессори-материалов в современной детской группе Монтессори? Это хорошая тема для обсуждения на наших субботних педагогических кругах. Становитесь членами "Монтессори-Сити" и приходите в наш клуб!


     

       Статистика | 2   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Понедельник, 24 сентября 2018    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.