Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > "Народный эксперимент" Дневник Кати Хилтунен  


Занятие первое

Добавить страницу в избранное

Фотоматериалы к этому занятию смотрите, пожалуйста, здесь

 http://www.montessoricity.ru/index.php?content=photo&p_group=29

7 августа 2007 года

История с крышкой от пузырька

Из дневника мамы

Сначала я поставила перед Маликой корзинку, наполненную разными кошелечками и бутылочками. Дочка попробовала расстегнуть один, самый яркий кошелечек, но застежка оказалась слишком тугой для нее. Застежка-молния на другом кошельке совсем не заинтересовала, а вот миниатюрная бутылочка из-под шампуня показалась ей очень интересной! Несколько минут Малика была увлечена раскручиванием и закручиванием крышечки, правда, с помощью мамы…

Из дневника Монтессори-педагога

Начиная занятие, мы решили не создавать для Маликуши ситуацию свободного выбора материалов. Еще неизвестно, как она к этому отнесется и, кроме того, тема свободного выбора у таких маленьких тянет на отдельное исследование. Наша задача сейчас гораздо скромнее. Нам интересно, какой из предметов, которые обычно кладутся в корзинку для тренировки тонкой моторики и одновременно помогающих освоить некоторые «хозяйственные» навыки, полуторагодовалой Малике понравятся больше всего. Что она сможет освоить сразу, что – с помощью взрослого, а что спонтанно отложит на потом. Так что корзинку с предметами мы поставили перед Маликой, отделив ее от других материалов. В корзинке лежали: большой желтый кошелек с застежкой-защелкой, кошелечек, разрисованный темным узором, с точно такой же, как у желтого, застежкой, вязанный очешник с застежкой на пуговицу, маленький пузырек с отвинчивающейся крышечкой, кармашек с застежкой «молния» и металлическая коробка со снимающейся крышкой.

Малика, не спеша, рассмотрела и ощупала ВСЕ предметы в корзинке. Она брала в ручки каждый предмет, начав с ярко желтого большого кошелька, и, повертев его в руках, отправляла назад в корзинку. Прозрачный пластмассовый пузырек с белой невзрачной крышечкой задержал ее внимание дольше других предметов. Она пыталась снять с него крышку, но никак не могла. Мама подошла к ней, присела на корточки и, как бы обнимая дочку сзади, стала показывать, как одной рукой держат пузырек, а другой отвинчивают крышку. Мама сначала показала, как это делается у взрослых, но Маликуша не смогла повторить действие. Тогда мама взяла ручки девочки в свои, и вместе они легко отвинтили крышку пузырька.

Обнимающая, нежная поза мамы, принятая ею совершенно интуитивно, выражала уверенность и спокойствие. Мама как бы защищала дочку от возможной неудачи. Их руки вместе медленно и точно выполняли действие. Происходила типичная совместная работа ребенка и взрослого.

Как только мама почувствовала, что девочка может отвинтить крышку самостоятельно, она отняла свои руки, и после первой же попытки малышка выполнила работу без ее помощи. Я видела пример совместно-разделенной дозированной деятельности, о которой писал и Лев Семенович Выготский, и многие другие исследователи, особенно те, кто наблюдал работу со слепо-глухо-немыми детьми. Оказывается, этот прием работает у маленьких детей не хуже, чем традиционная презентация работы с Монтессори-материалом, у детей после трех лет.

Не исключено, что именно совместно-разделенную деятельность мамы и ребенка в дальнейшем надо будет считать основным приемом работы с детьми до 3-х лет.

Из дневника мамы

История с макаронами

Затем мы решили перекладывать из одной плошки в другую. Бабушка показывала Малике, как это делается, еще днем, на кухне. Тогда Маликуша была очень увлечена, и мы решили повторить это занятие. На подносик поставили две небольшие плошки, в которые насыпали немного сухих макарон. Я показала Малике, как нужно брать макарошки – по одной штучке тремя пальчиками. Несколько штук у нее получилось переложить очень хорошо, правда, она использовала все пальчики, брала макаронинки в кулачок. Спустя минуту Маликуша решила, что лучше перекладывать макароны не в соседнюю плошку, а себе под маечку, как в сумочку. Ну, а затем совсем расшалилась и стала кидать их на пол. Пришло время предложить ей следующий материал.

Из дневника Монтессори-педагога

Это было явной ошибкой – положить Малике в плошки для перекладывания именно макаронные рожки. И ведь у меня был резон сделать так еще утром, когда я мыла посуду на кухне, а Маликуша мешалась под ногами. Тогда я подумала, что дать полуторагодовалому ребенку перекладывать из одной плошки в другую именно съедобный продукт не так опасно, как если бы это были камешки или какие-нибудь горошины. Еще возьмет в рот или засунет в ухо, а я не замечу. Даже после трех лет с детьми подобное случается, а уж с такими маленькими, как Малика…

Так–то оно так, но теперь, когда мы с ее мамой обнаружили, что вместо того, чтобы перекладывать макаронины из одной плошки в другую, Малика предпочла складывать их себе под майку, стоит задуматься, почему она так сделала. Почему упорно не желала брать каждую макаронину пальчиками и перекладывать в соседнюю плошку? Причем, работала таким странным образом с материалом с великим удовольствием и вполне концентрированно.

Анализируя это смешное и, с точки зрения взрослых, нелепое явление, я, как мне кажется, поняла, почему малышка так делала. Ведь макароны – одно из любимых Маликушиных блюд. Причем, именно их она совсем недавно стала самостоятельно есть – сначала ручками, а потом и ложкой. А что означает, есть макароны? Конечно же, отправлять их в животик! Взяла ручкой или ложкой макаронину и положила в рот. А там она куда-то исчезает. Может под маечку? Разумеется, под маечку! А эти маленькие макароны, лежащие в плошке, совсем не вкусные, твердые и холодные. Значит, их в рот брать не стоит, а лучше сразу отправлять под маечку! Так Малика и стала делать…

Вот нам, взрослым, наука – не кладите в Монтессори-материал, что попало! Не делайте его из подручных средств, из всякого домашнего «хлама». Не используйте мыльницы вместо коробочек для карточек и катушки вместо бусин! У каждого предмета есть свое строгое назначение в культуре. Не чистим же мы зубы расческой!

Из дневника мамы

История с блоками цилиндров

Насчет блоков с цилиндрами у меня были некоторые сомнения, я думала, что Малика не сможет пока вставлять в ячейки цилиндры нужного размера, но наша бабушка настояла, чтобы мы попробовали.

Оказалось, что доченька отлично справляется с этим заданием! Я показала ей как это нужно делать лишь один раз. После этого она сама вынула все цилиндры и выставила перед собой. Беря по одному, Малика стала вставлять цилиндры в пустые ячейки. Если оставались «лишние», она начинала все сначала и делала это до тех пор, пока не вставила все цилиндры на свои места!

Из дневника Монтессори-педагога

Кто из Монтессори-педагогов не знает презентации Блоков с цилиндрами? Конечно, эту презентацию знает любой, потому что в работе не возможно обойтись без азбуки. Но многие ли замечали, что происходит с ребенком, особенно маленьким, когда он пытается работать с этим классическим Монтессори-материалом? Если бы мы в совершенстве умели наблюдать за малышами, прежде чем обратиться к производителям за покупкой, мы хорошо бы подумали, найдя в каталоге материалов для самых маленьких так называемые «упрощенные» блоки с цилиндрами. Мне самой еще вчера казалось, что нет материала, который выполнялся бы нашими фабриками более совершенно и точно, чем этот. Когда меня спрашивали, что «из сенсорики» надо поставить в группу для малышей прежде всего, я говорила: упрощенные Блоки с цилиндрами. И вот Малика сегодня показала мне, что, оказывается, наши упрощенные блоки не так-то совершенны, хотя сделаны по аналогии с классическим Монтессори-материалом, пережившим столетие, и так любимым детьми всего мира. Посудите сами.

Мы принесли Блок с цилиндрами на балкон и поставили на пол, так как Маликуша уже немного устала работать с материалом стоя. Дело в том, что пропорции тела малышей в полтора года еще не окончательно сформировались для прямохождения, и ножки слабы, чтобы продолжительно удерживать слишком массивное тело. Малика сидела, поджав их под себя. (Жаль, что мы забыли про маленький коврик.) Такая поза ребенка гораздо устойчивее, чем, если бы малыш стоял или сидел. Было понятно, что классическую презентацию Блоков с цилиндрами придется изменить.

Маликушина мама села рядом с дочкой, которая тут же вынула из лунки самый большой цилиндр и стала его разглядывать и ощупывать. Я заметила, что малышке тяжело одной рукой держать этот большой цилиндр за шишечку, и она крутит его перед собой, иногда прижимая к груди в поисках опоры. Мама показала ей, как брать цилиндр за шишечку тремя пальцами и вынимать из лунки, а потом вставлять обратно в подходящую лунку. Маликуша вытащила сразу несколько цилиндров, легко справившись с этой задачей. Спонтанно она стала работать с четырьмя первыми по величине цилиндрами. Остальные не трогала. Интересно, что перед тем, как вставить цилиндры в нужные лунки, она брала сразу два из них в обе ручки, как бы сравнивая зрительно и тактильно, и лишь затем, примериваясь, пыталась вставить в лунку. Правая ручка работала активнее – именно ею она пыталась вставить цилиндр в лунку. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что, предлагая малышам до трех лет работать с классическим блоком цилиндров М. Монтессори, надо оставить в нем только ЧЕТЫРЕ цилиндра и, кроме того, при изготовлении материала использовать именно третий, четвертый, пятый и шестой, чтобы они были ЛЕГКИМИ по весу. Еще раз я убедилась в этом, рассматривая фотографии, сделанные во время эксперимента. На фотографии так же видно, что, если мы хотим, чтобы такая малышка работала именно пальчиками, а не обхватывала шишечку цилиндра кулачком, надо, видимо, и саму шишечку делать на несколько миллиметров меньше. Но это мы еще попробуем доказать в следующий раз, сравнив работу Малики с обычными пазлами-вставлялками с нашими блоками цилиндров.

Обратим внимание еще на одну деталь. Малика работала с цилиндрами М. Монтессори вполне самостоятельно и в высшей степени концентрировано. Феномен врожденной концентрации и поляризации внимания, из которого следует весь дальнейший метод самостоятельного познания, открытый Марией Монтессори, ориентирует нас, взрослых, на поддержку этого природного явления и в очень раннем возрасте. В этот раз я наблюдала, как Малика (ей сейчас 18 месяцев) без помощи взрослых сделала важное открытие. Оказывается, чтобы точнее вставить цилиндр в лунку блока, можно не только разглядеть размер лунки глазами, но и пощупать ее рукой. То есть, невольно малышка включила в работу не только зрительные, но и тактильные ощущения. Мне показалось важным, что эту возможность она открыла именно сама, а не повторила элемент маминой презентации материала, в который этот жест обычно включают. На этом можно было бы закончить нашу историю с Блоком цилиндров. Но…

Последействие

Утром Малика занималась с материалом ровно 15 минут. Затем она ушла есть и спать, а мы убрали все экспериментальные игрушки в шкаф, планируя к следующему разу исправить замеченные в них ошибки. Но блок с цилиндрами остался стоять на подоконнике. И вот, спустя некоторое время, когда Малика встала после сна, и мама замешкалась около компьютера, я вдруг заметила, что малышка уже стоит около подоконника с блоками цилиндров. Хорошо, что сами блоки сделаны такими тяжелыми, что ребенку не просто сдвинуть их с места, то есть, блок вряд ли упадет с подоконника. Маликушина мама схватила фотоаппарат и сделала несколько снимков. Малышка усердно вынимала из блока и вставляла назад цилиндры. Оторвать ее от этого занятия было невозможно. Я посмотрела на часы. Концентрация внимания на работе с материалом у малышки не прерывалась уже 15 минут, то есть, ровно столько, сколько она занималась СО ВСЕМ материалом утром! Я назвала это событие последействием утренних упражнений с экспериментальным материалом. И подумала, что умение обращать внимание на образовательные эффекты работы ребенка с дидактическим материалом и стремление их анализировать означает выход педагога на первую ступеньку проникновения в глубинный смысл всей педагогики Марии Монтессори. Как здорово изобретать собственные велосипеды!

Добавлено: 2007-08-11


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Можно ли считать изобретенные Вами дидактические пособия Монтессори-материалами? Или лучше спрятать свой творческий порыв в карман и ограничиться классикой? Достаточно ли лишь классических Монтессори-материалов в современной детской группе Монтессори? Это хорошая тема для обсуждения на наших субботних педагогических кругах. Становитесь членами "Монтессори-Сити" и приходите в наш клуб!


     

       Статистика | 415   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Понедельник, 19 ноября 2018    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.