Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > "Народный эксперимент" Дневник Елены Хилтунен  


Попробуем подвести итоги

Добавить страницу в избранное

– Умеешь ли ты читать, Принцесса?

– Нет, пока не умею.

– А умеешь ли писать?

– Чуть-чуть!

– А знаешь ли ты буквы?

– Да! Почти все буквы знаю!

– Легко ли их выучить?

– Очень легко! Даже незаметно!…

Дети по-разному приступают к письму. Речь идет не о методе, которым пользуются взрослые, обучая их грамоте в 6 - 7 лет, то есть, когда сенситивный период развития языка уже начал угасать вместе с интересом к письменным знакам. Нам с вами, уважаемые взрослые, первая учительница показывала, как писать буквы, когда мы уже не очень-то хотели их писать. Каков был метод? Нас откровенно заставляли сначала «печатать» в тетрадке, потом писать крючки и палочки – элементы письменных букв, а потом и сами буквы. Нас вечно ругали за плохой почерк, за грязь в тетради. Мы ненавидели уроки письма и чистописания. Но потом как-то все налаживалось, прописи заполнялись до последней страницы, и плохое забывалось.

Наверное, было бы не очень честно выставлять лучшим методом обучения письму именно метод М. Монтессори, с помощью которого, обучались грамоте Настя и Мартин. Но этот маленький домашний эксперимент показал, что дети могут учиться писать «в свободном полете», незаметно для самих себя. Разве не хотелось бы и нам с вами учиться всему легко и НЕЗАМЕТНО, не испытывая при этом никаких трудностей, а только радуясь собственным успехам?

Что же произошло за эти 28 занятий?

Во-первых, мы убедились на практике, что сенситивная фаза развития языка у ребенка, действительно, заканчивается именно освоением письма и чтения. Это может происходить естественным или физиологически обусловленным путем именно между 4,5 и 6-ю годами, что нисколько не означает, что в этот период можно учить детей писать и читать теми методами, которые известны традиционной педагогике, и которые знают все выпускники педагогических университетов.

Во-вторых, Мария Монтессори была, безусловно, права, когда говорила о действии законов антропологии, по которым ребенок в сенситивную фазу развития речи учится писать инстинктивно, независимо от наставлений взрослых. Стоит только натренировать руку малыша, чтобы она справлялась с орудием письма, зрительно и тактильно освоить начертание букв, научиться переводить слышимые звуки в буквенный образ и складывать, а потом записывать слова, – и вот уже мы видим первое детское письмо.

В-третьих, сам метод обучения грамоте, предложенный М. Монтессори, столь легок в применении, что дети уже со второго-третьего занятия его схватывают. А поскольку он основан на постоянных повторениях тех или иных действий, что свойственно развивающемуся мышлению ребенка, то взрослому остается лишь заранее приготовить специальные дидактические игрушки, с помощью которых будет действовать ребенок, и, наблюдая за его работой, подливать масло в огонь разгорающегося детского увлечения освоением грамоты.

Говорить о том, что Настя за эти три с половиной недели научилась писать, разумеется, нельзя. Она только подступает к настоящему письму, шаг в шаг за которым последует и чтение. Но для этого у нее есть еще целый год до окончания сенситивной фазы развития языка. Если родители девочки поддержат ее интерес к работе с письменными знаками, то через год она, так же, как и ее брат, Мартин, будет прекрасно писать письменными буквами и читать любимые книжки. А в школе они оба будут любить уроки русской грамоты, потому что азы этой науки будут для них уже пройденным этапом. Учиться приятно, если учиться легко!

Поблагодарим же Настю и Мартина за помощь в проведении нашего маленького домашнего эксперимента, который, возможно, многим мамам, папам, бабушкам и наставницам поможет заняться со своими детьми освоением письма и чтения еще до того, как их дети отправятся в школу.

Добавлено: 2007-07-01


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Мария Монтессори была выдающимся исследователем мира детей. Что означает для современного Монтессори-педагога наблюдать детскую жизнь? Как диагностировать и корректировать функциональное развитие детей в период прохождения ими сензитивных фаз развития? В какой мере могут быть использованы в Монтессори-группе традиционные психологические тесты и современные диагностические методики? Становитесь членами клуба "Монтессори-Сити", и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс. Там Вы найдете ответы и на другие важные для профессионального Монтессори-педагога вопросы.


     

       Статистика | 206   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Среда, 20 сентября 2017    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.