Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > "Народный эксперимент" Дневник Елены Хилтунен  


Занятие двадцать восьмое

Добавить страницу в избранное

Рассыпные листы штриховали как-то обыденно, но, как и вчера, и Настю и Мартина больше тянуло к рисованию. Настя нарисовала замечательные цветы для своего папы. А Мартин после штриховки стал делать «Секрет на 100 лет», и на обложке написал красивыми письменными буквами «МАРТИНЫВЫЙ СЕКРЕТ» Сложил листок и внутри нарисовал разноцветную божью коровку. Я старалась рассмотреть, как дети держат карандаши. Настя упорно обхватывает карандаш тремя пальцами левой руки и «кладет» его на безымянный. Рука еще напряжена, но уже гораздо свободнее, чем была на прошлой неделе. Она привыкла обводить фигуры фломастером и штриховать их широкими штрихами цветного карандаша. Во время работы выражение ее личика всегда серьезно, губки чуть вытянуты. Концентрация внимания на письме примерно такая, какая бывает у маленьких детей, когда они вставляют цилиндры в лунки блоков или нанизывают на нитку мелкие бусы. Мартин пишет тоже очень серьезно и концентрированно. Карандаш ему, как и Насте, удобнее держать именно тремя пальцами. Но его рука более взрослая, мышцы крепче и карандаш бежит по бумаге легко и уверенно. Он не стесняется писать письменными буквами, и уверен, что с их помощью он может написать любое слово. В то время как Настя до сих пор считает, что она не умеет писать. Образы букв в ее голове  еще только «укладываются», и рука пока не может до конца согласовать с головой свои действия.

Но посмотрим, насколько хорошо она может зрительно согласовывать образы написанных букв с теми, что сформировались у нее в голове.  Для этого перенесемся вслед за детьми на травку нашего двора. Там под окнами Настя расстелила коврик и притащила по моей просьбе коробку с игрушками и карточками со словами…

Я хорошо знаю классическую презентацию этого материала. Она великолепно описана  у самой Марии Монтессори в «Доме ребенка». На международном курсе нам давали ее во всех подробностях, но несколько иначе, чем в книге у М. Монтессори. Этот материал целью своей предполагал первое чтение. Название фигурки сначала записывалось на бумаге и произносилось вместе с ребенком, как бы прочитывалось, а потом ребенок, опираясь на зрительную память, расставлял смешанные таблички около игрушек с соответствующими названиями. Но был в этом какой-то фокус. Не то тренировалась зрительная память, не то выяснялось, что каждое слово можно записать. Дети путали слова, «читали» вместо свиньи поросенок, и я даже стала называть этот странный процесс интуитивным чтением, потому что к настоящему чтению эта игра имела малое отношение. Но и раньше замечала, что первое детское чтение обязательно сопровождается ДОГАДКОЙ. То есть, ребенок сходу видит не все написанное слово, а только его первую часть, чаще всего первый слог, и если он знает эти две-три написанные буквы, то быстро сопоставляет их с началом слов обозначающих названия игрушек. Так нужная карточка прочитывается и оказывается около игрушки. Сегодня Настя подтвердила эту мою гипотезу. Презентацию я провела очень просто, сокращенно, как сказали бы специалисты.

Настя начала выкладывать игрушки на ковер, называя их. Если она говорила не точное слово, я уверенным голосом ее поправляла. «Не кружка, а чашка, не свинка, а свинья». Делала это потому, что на карточках были написаны именно такие слова. Затем я сама прочитывала четко каждое слово на карточке, а Настя укладывала ее рядом с игрушкой. Когда мы расставили все карточки, сразу прочли их хором с помощью пальца, который Настя вела под словами. Затем я перемешала карточки и предложила Насте расставить их по местам. Мне было интересно, как девочка будет действовать: вспоминать, как слова были разложены при презентации и класть карточки наугад, или все-таки будет пытаться ЧИТАТЬ. И Настя стала вспоминать первые буквы слов, написанных на карточках и сопоставлять их с первыми звуками названий игрушек. Значит, наша с ней работа по изучению письменных букв не прошла даром! Настя с первого раза прочла все слова абсолютно верно! А я поняла, что коробку с игрушками и карточками для чтения надо давать детям лишь ПОСЛЕ того, как они буду знать большинство письменных букв. Тогда они , действительно, будут читать слова, а не угадывать, какая карточка, где лежала. И материал поможет ребенку освоить азы настоящего чтения.

Юлия Ивановна Фаусек описывает в одной из своих работ возвышенное ощущение наставницы в момент, когда она понимает, что ребенок не просто играет в игрушки, а читает – читает по-настоящему. Фаусек пишет: «Монтессори описывает в своей книге „Дом Ребенка", в главе „Чтение" изумивший ее факт, когда дети при игре в чтение слов, состоявшей в том, что ребенок, прочитавший билетик с обозначением игрушки, брал эту игрушку и играл ею некоторое время, отказывались от игрушек и читали билетик за билетиком. „Они не желали тратить время на игру, и с какой-то ненасытной жадностью спешили тащить и читать билетики один за другим! Я молча глядела на них, пытаясь разгадать секрет их души, величие которой так мало знала. И вдруг меня осенила мысль, что они полюбили знание, а не глупую игру! Это открытие исполнило меня изумлением и заставило ярко почувствовать все величие души человеческой", – говорит Монтессори.

Сегодня меня посетило похожее чувство.

Добавлено: 2007-06-24


Читайте также:
  • Один день в "Муравейнике"

  • Из наблюдений учителя

  • Ребенок это просто ребенок

  • Мария Монтессори о своем методе

  • Выдержки из работы М. Монтессори "Мой метод"

  • Расписание ближайших событий


    Заявка на участие

    Кстати говоря:
    Мария Монтессори была выдающимся исследователем мира детей. Что означает для современного Монтессори-педагога наблюдать детскую жизнь? Как диагностировать и корректировать функциональное развитие детей в период прохождения ими сензитивных фаз развития? В какой мере могут быть использованы в Монтессори-группе традиционные психологические тесты и современные диагностические методики? Становитесь членами клуба "Монтессори-Сити", и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс. Там Вы найдете ответы и на другие важные для профессионального Монтессори-педагога вопросы.


     

       Статистика | 206   
     
             
             
    На главную Контакты Форум
     



    Среда, 20 сентября 2017    
     

     

     

         Архив рассылок   
     



    Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.