Монтессори-Сити. Педагогический клуб. МОНТЕССОРИ-СИТИ
педагогический клуб

(495) 978 9189   
(903) 660 0454
info@montessoricity.ru
Русское Монтессори Общество Форум

Новости Клубная суббота Авторские встречи Мастер-класс Магазин
      Главная > О Монтессори-методе > Музыка как действие и воображение  

О Монтессори-методе: Музыка как действие и воображение
Музыка как действие и воображение
Добавлено 2007-04-15

…Вторник и четверг были в нашей школе лучшими днями недели. Уже с утра все дети и их учителя начинали ждать занятий музыкой. В комнатах даже во время свободной работы то тут, то там слышались тайные звуки флейты. Делался вид, что никто и не собирается играть, а просто достают флейты из чехлов и прочищают щеточкой. Кто-то постоянно выглядывал в окошко: вдруг Виноградов придет, раньше обычного? А уж после обеда народ толпился около зала, не желая ждать учителя музыки в классе. Наконец, он приходил. Всегда строгий и собранный, но глаза добрые-добрые. Говорил только самое главное, очень серьезно и тихо. Это было привычно для детей Монтессори-школы – все их учителя были немногословны. Потом начинал играть на фортепиано, а они бегать и прыгать в определенном ритме. Почувствовать ритм музыки, согласовать его со своим внутренним состоянием и двигаться точно, не мешая друг другу, и не касаясь другого. Вот какого ощущения себя требовал от детей Виноградов. Но требовал как-то естественно, попадая в самую точку природного состояния детской души. Выходило, что, сам того не подозревая, и имея очень отдаленное представление о педагогике Монтессори, Лев Вячеславович средствами психологии и музыки делал то, о чем мечтала и она. Нормализовал детей. То есть, с помощью музыки, через рефлексию детских состояний он делал их послушными самим себе, дисциплинированными и абсолютно свободными одновременно. Весь строй музыкального занятия Виноградова, все его части были неизменны: музыкальные движения, психологическая игра, флейта и потом все сначала. Последовательность никогда не менялась, как в космическом пространстве. Даже музыка и игры были одни и те же. Но дети обожали этот стиль. Они не могли жить без повторений (не так ли и у Монтессори?!). Они требовали играть в одинаковые музыкальные игры, бегать под одинаковые мелодии, останавливаться на одной и той же ноте, произнося всегда одно и то же слово «Тишина». (Виноградов угадал даже это любимое слово Монтессори!) Мы не всегда представляем себе простоту и в то же время необъятность понятия «космическое воспитание», введенное Марией Монтессори для определения смысла своей педагогической системы. Но Виноградов выразил этот смысл, в своей работе с детьми ритмизацией их жизни. М. Монтессори подчеркивает в ребенке стремление к порядку вещей. Понятия порядка и ритма, оказывается, поразительно близки. Абсолютно все в мире подчинено ритму или определенному порядку: весна сменяет зиму, после ночи наступает день, человек спит, работает, ест, гуляет и опять ложится спать. Музыка леса, города, моря, детских голосов во дворе полна волшебных ритмов. Нарушение ритма или порядка вводит диссонанс в человеческую жизнь, особенно в жизнь ребенка, разрушают космическую суть его происхождения… Я вовсе не уверена, что Лев Вячеславович, прочитав эти строки, согласится с таким взглядом на свою, безусловно, талантливую работу. Но надо же мне, профессиональному Монтессори-педагогу, как-то объяснить фантастическое притяжение, магнетизм педагогического подхода, привлекающий внимание педагогов и родителей, выбравших своим детям именно монтессорийский путь! Для меня никогда не стояло вопроса, кого надо пригласить для занятий музыкой в экспериментальную начальную школу Монтессори. Только Виноградова! И сейчас, как бы ни называл Лев Вячеславович свою педагогику элементарного музицирования, на какие научные авторитеты он бы ни ссылался, я знаю точно: он наш, монтессорийский, только пока об этом, кажется, не знает. Елена Хилтунен
[Весь текст]

Материалы:  1 - 1  


Кстати говоря:
Вы начали проектировать подготовленную среду для самых маленьких и сомневаетесь, соответствует ли она принципам Монтессори-педагогики. Можно ли вообще называть детские группы от года до трех "Вместе с мамой" группами М. Монтессори? В клубе "Монтессори-Сити" есть квалифицированные эксперты, с которыми можно посоветоваться по этому поводу. Становитесь членами клуба и приходите в одну из суббот в наш мастер-класс.


 

   Статистика | 119   
 
         
         
На главную Контакты Форум
 



Вторник, 22 августа 2017    
 

 

 

     Архив рассылок   
 



Еженедельная рассылка с программами клубных суббот, новинками магазина и новостями клуба.